ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТОВ АБСТРАКТНОЙ НОМИНАЦИИ В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ И РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ

2019. №4, Стр. 77-82

Фокина Юлия Михайловна - кандидат филологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, phokinajulia@gmail.com

Статья написана в русле когнитивной контрастивной поэтики и посвящена сопоставительному исследованию особенностей вербализации художественного концепта «жизнь» в англоязычной и русскоязычной прозе. Концепт рассматривается как философско-эстетический феномен в художественной системе писателя, заключающий в себе универсальные представления о мире и индивидуальные эмоционально-чувственные проявления автора. Реконструкция концепта с логической доминантой осуществляется посредством анализа его когнитивно-пропозициональной структуры, которая репрезентирована в рассказах А.П. Чехова и Джеймса Джойса следующими позициями: субъект, предикат жизни, атрибутивная характеристика жизни, временные параметры жизни, цель жизни. Последний структурный компонент анализируемого концепта является доминантным. Проведённое исследование показало, что в концепте, помимо интегральных, выделяются специфические признаки, позволяющие наиболее полно раскрыть индивидуально-авторскую картину мира писателя.

Ключевые слова: когнитивная контрастивная поэтика, индивидуально-авторская картина мира, художественный концепт, структура концепта, cognitive contrastive poetics, personal worldview, feature concept, content of the concept

Читать