Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Черты романтической поэтики в творчестве Н. Гоголя и Л. Андреева

2013. №4, Стр. 094-099

Тихомиров Данил Сергеевич - аспирант, Астраханский государственный университет, 410056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, danil.tikhomirov@yandex.ru.

Черты романтической поэтики простираются далеко за пределы исторического бытования этого направления в мировой культуре и обнаруживаются в произведениях авторов не только XIX, но и XX, XXI веков. В статье сопоставляется следование принципам, использование образов, мотивов романтизма в произведениях Н. Гоголя и Л. Андреева – авторов, далеко отстоящих друг от друга с точки зрения исторического процесса, но сочетающих в своём творчестве схожие традиционные элементы. Так, Н. Гоголь во многих своих произведениях осваивает концепт романтической иронии, что выражается в бинарной оппозиции хронотопов (день – ночь, лес – хутор, пруд – хутор) и персонажей (парубок – чёрт, девушка – ведьма, отец – сын и т.д.). Автор предлагает свою версию двоемирия, когда одной стороной жизни становится обыденный мир, а другой – внутренний универсум обезумевшего героя. Этим приемом пользуется и Л. Андреев, перемещая персонажей повести «Красный смех» из одного пограничного состояния в другое.

Ключевые слова: романтический герой, романтическая ирония, синтетизм, бинарная оппозиция, двоемирие, трансформация времени, «условная» смерть

Читать