Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

О закономерностях в гоголевских описаниях: фасад: окно

2013. №2, Стр. 70-75

Завьялова Елена Евгеньевна - профессор, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, zavyalovaelena@mail.ru.

В статье ведётся речь об изображении окна в произведениях Н.В. Гоголя. В качестве материала для исследования выбраны те отрывки, в которых окна описываются как часть фасадов. Автор выделяет несколько аспектов обращения писателя к рассматриваемому образу. Первый из них, самый очевидный, социальный: число окон в доме, их размер и внешний вид свидетельствуют о степени материального благополучия его хозяина. Второй аспект – эстетический: высказывая суждения касательно своих предпочтений в зодчестве, Н.В. Гоголь развивает оригинальную теорию, согласно которой, ветрикализм линий, в том числе и в оформлении оконных проёмов, отражает устремлённость души к небу. Гармоническое соположение деталей, хорошо продуманная планировка – признак духовной сосредоточенности. Соответственно, тотальные изменения в организации архитектурного пространства, объёмной композиции строений XVII и начала XVIII в. свидетельствуют о вытеснении религиозных интенций. В своих художественных произведениях Н.В. Гоголь подтверждает эти суждения конкретными примерами: нарушение в пропорциях зданий оказывается знаком душевной неустроенности, равнодушия, бесчувственности их обитателей. Помимо романтической философии, на воззрения писателя оказывает воздействие идиллическая традиция: старенькие покосившиеся окна, обрамлённые густой зеленью деревьев, символизируют истинные, проверенные временем ценности, коими руководствуются простые смертные. Определяющей для Н.В.Гоголя оказывается мифологема «человек – дом, храм»; многочисленные антропоморфные описания характеризуют того или иного героя через его жилище. В ряде случаев актуализируется инфернальная подоплека зарисовок: ощутимо влияние народных представлений об окне как медиаторе между тем и этим светом.

Ключевые слова: образ окна,фасад,гармоническое соположение,религиозные интенции,антропоморфизм

Читать