Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Своеобразие художественного мышления Г. Грина: к постановке вопроса

2022. №2, Стр. 152-158

Абдурахманова Кёнуль Тельман гызы - кандидат филологических наук, доцент, Бакинский славянский университет, Баку, Азербайджан

В последние годы всё чаще появляются в свет статьи, монографии и диссертации, посвящённые творчеству выдающихся европейских писателей. Особое внимание литераторов, как правило, приковано к тем художникам слова, которые творили на стыке двух направлений: реализма и модернизма, неореализма и экзистенциализма и т.д. К одним из них и относится Грэм Грин. В качестве предмета исследования взяты его известные романы, которых пронизывает индивидуально трактуемая писателем историко-философская концепция. Потому и закономерно, что все сюжетные линии сведены в работе именно к этой концепции (или модели). Тщательно подобраны цитируемые фрагменты, свидетельствующие об историческом фоне, на котором разворачиваются основные события в романах. В работе отмечено, что при изображении действующих лиц Грин апеллирует к читательскому опыту. Изображенные автором фрагменты жизни действующих лиц читатель воспринимает, опираясь на опыт предшествующей литературы, и читательское воображение может как бы дорисовывать «недостающие» в повествовании возможные философские и исторические предпосылки сложившейся жизни персонажей и социальные формы их общения с миром. Этот мотив красной нитью проходит сквозь оба романа. Конкретная социально-историческая обстановка во многом формирует характер (логику) человеческого мышления и стиль (формы) поведения. Общие законы социально-исторического развития общества имеют свою определенную логику, и человек как существо социальное всегда оказывается «втянут» в сферу определенной политико-исторической обстановки. В то же время это вовсе не препятствует философским рассуждениям действующих лиц.

Ключевые слова: художественное мышление, реализм, английская литература, Г. Грин, роман, модернизм

Читать