Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Спейснемы как маркеры художественного пространства (на материале произведения Г. Джеймса «Крылья голубки»)

2022. №2, Стр. 128-132

Тугуз Тамара Руслановна - аспирант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия

В данной работе рассматриваются проксемы как репрезентанты невербального кода коммуникации в фоновом и информационном терминалах когнитивных сцен в романе Г. Джеймса «Крылья голубки». Посредством применения когнитивно-герменевтического анализа были выявлены основные тенденции при построении фонового и информационного терминалов в когнитивных сценах. Определяются особенности спейснем, которые являются вторым по частотности типом проксем в данном произведении. Термином «спейснема» в данной статье обозначаются существительные и словосочетания, которые формируют художественное пространство при построении моделей когнитивных сцен. Определяются 2 типа спейснем: слова и словосочетания, обозначающие местонахождение человека в пространстве, а также слова и словосочетания, обозначающие месторасположение предмета в пространстве. Исследование показало, что спейснемы присутствуют как в фоновом, так и в информационном терминале когнитивных сцен, однако наиболее часто встречаются в фоновом терминале. Отмечается, что в результате рассмотрения всех четырех типов проксем в фоновом терминале и информационном терминале когнитивных сцен в романе Г. Джеймса «Крылья голубки» выявлена высокая частотность спейснем. Выявлен превалирующий тип спейснем - существительные и словосочетания, обозначающие местонахождение человека в пространстве.

Ключевые слова: художественный текст, художественный концепт, проксема, информационный терминал, фоновый терминал, когнитивная сцена, художественное пространство, спейснема

Читать