Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Художественное воплощение таинства смерти: от культа до суггестии (литературная готика vs. импрессионизм)

2022. №1, Стр. 152-157

Абызов Алексей Алексеевич - кандидат филологических наук, доцент, Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново, Россия, axxel68@mail.ru

Барышева Татьяна Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия, г. Иваново, Россия, tanja-bur@mail.ru

Представлена ретроспекция темы танатоса от античности до литературного натурализма. Особое внимание уделяется готическому апофеозу смерти в произведениях предромантизма. Эстетизация смерти на протяжении XVIII века в стихах английских поэтов-кладбищенцев придала последней ореол таинственности, непостижимости, а также мистифицировала сам концепт «смерть». Все это способствовало радикальной трансформации эстетических вкусов на исходе века Просвещения. Однако на рубеже XIX-XX веков в мировосприятии художников слова кардинально меняется трактовка традиционной готической темы смерти, переосмысляясь прежде всего в проблему отношения индивида к жизни. Новелла австрийского прозаика А. Шницлера «Умереть» наиболее полно отразила импрессионистическое восприятие танатоса со смещением акцента с конечной точки на сам процесс умирания: с постепенным физическим уходом из жизни главного героя угасает и его любовь как чувство, а сверхъестественное сужается до рамок внутреннего «я» персонажей, в котором доминирует эмоциональная составляющая. Натуралистическая линия прослеживается в фиксации героиней физического разрушения облика протагониста.

Ключевые слова: готика, импрессионизм, смерть, суггестия, дискурс, психологизм, трансформация, ретроспекция

Читать