Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭВФЕМИЗМОВ-ОБЕРЕГОВ

2021. №1, Стр. 68-74

Романов Сергей Игоревич - Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 300026, Россия, г. Тула, пр. Ленина, 125

В статье рассматривается особый вид эвфемизов - обереги, то есть лингвокультурные единицы, наделённые функцией защиты. Выделены два вида эвфемизмовоберегов с точки зрения актуальности: устаревшие и актуальные единицы. Устаревшие эвфемизмы-обереги имеют мишени, которые современной лингвокультурной общностью не осознаются как опасные. Актуальные эвфемизмы-обереги, хотя и не всегда осознанно, но используются представителями современной русской лингвокультурной общности для защиты от чего-либо плохого. Установлено, что использование эвфемизма-оберега основано на переводе репрезентации мишени в другой код культуры. Выявлено, что эвфемизмы-обереги направлены не столько на смягчение нежелательной номинации, сколько на её замену. Нежелательная номинация наделяется негативными магическими свойствами, ввиду чего лингвокультурная общность вводит запрет на её употребление. На эвфемизм накладывается защитная культурная функция. Основным прагматическим объяснением употребления эвфемизма-оберега является желание говорящего не прогнозировать встречу с нежелательным объектом, что основано на вере в магическую силу слова. Выявлены факторы, определяющие лингвокультурную специфику эвфемизмовоберегов. Первый фактор: выбор мишени. Для русской лингвокультурной общности к таким мишеням относятся тотемическое животное, злые силы, представляющие иной мир, смерть. Второй фактор: отбор номинаций для выполнения эвфемистиче- ской функции, который обусловлен культурно маркированными фоновыми знаниями, представлениями, типичными практиками. Коммуникативно-прагматической платформой употребления эвфемизмов-оберегов становится вера в магическую силу слова, в то, что использование запретного слова может привести к негативным последствиям (в частности, обусловить появление чего-то опасного, нежелательного). Доказано, что выявленные культурные факторы являются универсальными, основанными на общечеловеческих архетипах: своё / чужое, можно / нельзя, жизнь / смерть. При этом факт появления эвфемизма-оберега, выбор его внутренней формы детерминированы национально-культурными факторами.

Ключевые слова: речь, семантика, прагматика, синонимия, эвфемизм

Читать