Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Парцелляция как один из приемов имитации кинонаррации в тексте художественного произведения (на материале романа Жана-Кристофа Гранже «Империя волков»)

2017. №3, Стр. 90-95

Самосюк Н.Л. - кандидат филологических наук, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, 22, s.n.l@rambler.ru

В работе представлен анализ стилистических особенностей романа в жанре триллер. В центре внимания оказывается применение писателем элемента экспрессивного синтаксиса с точки зрения его роли в создании иллюзии интенсивного действия и эффекта остранения событий. Автор художественного произведения использует парцелляцию для создания эффекта, который в кинофильме соответствует монтажному стыку. В качестве иллюстрации выдвинутой гипотезы выбран роман современного французского автора Жана-Кристофа Гранже «Империя волков», который представляет собой яркий пример применения экспрессивного синтаксиса при построении контекстуальных связей. Прием парцелляции применяется автором в оформлении завязки сюжета. За счет парцелляции возникает подтекст, создающий атмосферу «недосказанности», «конфликта интересов». Второй случай применения парцелляции демонстрирует возможности экспрессивного синтаксиса при ситуации погони, для которой первостепенное значение имеет передача интенсивности действия. Доказывается, что парцелляция как стилистический прием позволяет моделировать временные и пространственные характеристики повествования, создавая иллюзию кинонаррации, которая необходима автору для создания текста максимально приближенного к визуальному восприятию, что предполагает усиление эффекта реалистичности. Характер применения парцелляции в тексте жанра триллер позволяет утверждать, что построение ритмического рисунка, на основе которого между элементами текста устанавливается смысловая связь, приводит к формированию саспенса, как необходимого элемента, определяющего жанровую принадлежность текста.

Ключевые слова: парцелляция, саспенс, экспрессивный синтаксис, ритмический рисунок, семиотическая взаимосвязь, триллер, монтаж, кинонаррация, визуализация, подтекст, parceling, suspense, expressive syntax, metrical type of text narration, semantic cоmmunicatiоn, the thriller, picture montage illusion, film narration, visualization, implication

Читать