Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Психологические особенности взрослого слушателя дополнительных профессиональных программ

2017. №2, Стр. 106-114

Панарина С.С. - аспирант, Астраханский государственный технический университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 16, svetamilyaeva@gmail.com

Непрерывное образование как ключевой инструмент развития личности призвано обеспечить воспроизведение интеллектуального потенциала общества. Данная статья посвящена анализу психолого-педагогических условий развития компетентности взрослых слушателей дополнительных профессиональных программ. Автором проведен анализ законодательной базы дополнительного профессионального образования, а также исследований ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам образования взрослых. Изучены требования к организации обучения взрослых, а также психологические особенности этой категории обучающихся как субъекта деятельности, которые являются определяющими при проектировании эффективных методов обучения данной категории слушателей. Исходя из выделенных психологических особенностей взрослых обучающихся по дополнительным профессиональным программам, автором предпринята попытка обоснования выбора оптимальных педагогических условий взаимодействия слушателей и преподавателя дополнительных профессиональных программ на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов. На основании проведенного анализа автором сделан вывод о том, что к таким условиям можно и нужно отнести организацию совместной учебной деятельности, в рамках которой актуализируется опыт взрослого слушателя, стимулируется взаимодействие между партнерами по учению, трансформируются учебные позиции слушателей и функции самого преподавателя дополнительных профессиональных программ в пользу уменьшения роли последнего в обучении.

Ключевые слова: взрослый слушатель, дополнительная профессиональная программа, профессиональное образование, повышение квалификации, совместная деятельность, компетентность, рефлексия, мотивация, развитое самосознание, опыт, фасилитация учебного взаимодействия, осознанная структура деятельности, adult learner, supplementary vocational program, vocational education, skill building, co-curricular activities, competency, reflection, motivation, developed self-consciousness, experience, facilitation of learner interaction, awareness in the structure of activities

Читать