Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ, ПЕЙЗАЖ И ПОРТРЕТ В ПРОЗЕ Л. УЛИЦКОЙ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА «БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ»)

2019. №4, Стр. 113-117

Мотамедния Масуме Насроллах - кандидат филологических наук, Мазандаранский университет Баболсар, Республика Иран, m.motamednia@umz.ac.ir

В статье рассматриваются особенности косвенного изображения психологического состояния и характера персонажей в малой прозе Л. Улицкой (на примере цикла рассказов «Бедные родственники»). Среди средств косвенной передачи психологии персонажей Улицкая использует портретное описание персонажа, а также пейзажное описание и деталь интерьера, удачно продолжая в этом чеховскую традицию. Портрет передаёт изменения в душевном состоянии персонажей (Бухара в рассказе «Дочь Бухары»). Особенное значение в изображении психологии персонажей принадлежит улыбке. Эта частная деталь портретного описания в прозе Улицкой создаёт определяющее впечатление о герое (заискивающая или наивная улыбка и проч.). Пейзаж у Улицкой всегда синхронен переживаниям героев. Мир вещей в прозе писательницы преодолевает функцию исключительно описательную и приобретает значение акцента на душевных ощущениях героев. В частности, это иллюстрирует такая вещная деталь, как детский стульчик («Счастливые»), где становится чем-то вроде центра средоточия душевной жизни Матиаса и Берты, смыслом их существования до трагедии с ребёнком и после неё. Анализ цикла «Бедные родственники» убеждает, что элементы портрета, символичность пейзажного описания и интерьерных описаний, двойная функциональная нагрузка бытовых предметов выполняют функцию косвенного изображения психологии героев.

Ключевые слова: Л. Улицкая, «Бедные родственники», деталь, пейзаж, интерьер, психологическое изображение героев, L. Ulitskaya, "Poor Relatives", detail, landscape, interior, psychological image of heroes

Читать