Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Эстетическая ономастика в произведении французского романтизма (на материале романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»)

2014. №3, Стр. 85-93

Меркулова Надежда Вячеславовна - кандидат филологических наук, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, 394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84, ndvv@mail.ru

Статья посвящена изучению роли и функций эстетической ономастики в пространстве художественного текста романтического произведения с целью выявления её смысло- и стилеобразующего потенциала. Материалом исследования послужили ключевые онимы лингвистической системы романтического произведения В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», представляющего собой знаковое творение французской литературы. Основной задачей работы является интерпретация закодированной в имени собственном информации согласно замыслу автора, осуществлённая с применением лингвостилистического, лингвоэстетического, лингвокультурологического, семного и семантико-стилистического, а также контекстуального и интертекстуального видов анализа. В результате исследования были выявлены основные механизмы реализации функций характеристики и коннотации онимов в романтическом произведении за счёт определённых прагмастилистических свойств имён собственных, а именно: активизация внимания читателя, суггестивность, аллюзивность и др. Научная новизна и значимость полученных выводов заключаются в заполнении ряда лакун в общей теории литературной ономастики.

Ключевые слова: имя собственное, оним, роман, романтическое произведение, художественный текст, эстетическая ономастика, proper name, onym, novel, romantic art work, literary text, aesthetic onomastics

Читать