Гуманитарные исследования
Журнал фундаментальных и прикладных исследований
Актанты «грязегенности» в русской литературе первой половины XIX в.
2013. №1, Стр. 44-51
Завьялова Елена Евгеньевна - доктор филологических наук, профессор, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, zavyalovaelena@mail.ru.
В статье исследуются образы грязи, пыли, сора, мусора и т.п. в художественной картине мира русских писателей первой половины XIX в., определяется характер и цель обращения к актантам «грязегенности». В поле зрения автора оказываются произведения Д.Н. Бегичева, А.А. Бестужева-Марлинского, Ф.В. Булгарина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, В.Т. Нарежного, В.Ф. Одоевского, Н.Ф. Павлова, М.П. Погодина, А. Погорельского, А.С. Пушкина, О.М. Сомова. Доказывается, что в эпизодах, связанных с мотивом пути, чаще всего упоминается дорожная пыль. Если рисуется некая типичная картина российского уездного городка, непременным элементом пейзажа делается уличная грязь. Особым вариантом концептуализации описаний «нечистого» пространства становятся этнографические зарисовки, в которых показывается жизнь иноверцев. Впрочем, грязь нередко является атрибутом описаний и крещеных героев, особенно если они нарушили законы морали. Часто в фабулу произведения вводится эпизод падения в грязь, который прямо или косвенно соотносится с темой унижения достоинства героя. Мотив погружения в нечистоту связан с проблемой сохранения смертным преданности Богу. На символическом уровне непорядок знаменует нарушение жизненного уклада, воцарение хаоса. Осуществленный анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что пургаментарные образы являются элементом художественной картины мира практически всех сочинителей – вне зависимости от их эстетических пристрастий. Но актанты грязегенности и количество упоминаний о «нечистых» предметах существенным образом рознятся. Авторы, склонные к натуралистическим описаниям, в большей степени используют мотивы запачканности, соотнося их с социальным неблагополучием. Писатели-романтики чаще отмечают запыленность, заброшенность объектов изображения, усматривая в этом мифологическую семантику, особый эстетико-философский смысл.
Ключевые слова: актанты «грязегенности»,образы пыли,сора,мусора,художественная картина мира
Читать |