Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

СРЕДСТВА АДРЕСАЦИИ В НАУЧНО-УЧЕБНОМ ТЕКСТЕ

2021. №4, Стр. 34-40

Веклич М.В. - Астраханский государственный университет

В статье рассматривается прагматический аспект текста, т.е. его направленность на адресата, реализация которой осуществляется специальными средствами разных уровней языка. Цель работы - определение и изучение средств адресации в научно-учебном тексте. Исследованы с использованием описательного метода средства адресации (композиционно-ориентирующие, делимитирующие и мыслительно-активизирующие), характерные для автора данного текста. Наиболее употребительными являются композиционно-ориентирующие и мыслительно-активизирующие средства, что соответствует авторским целям. В исследованном тексте представлен не только опыт, но и искусство хирургии, что достигается привлечением диалогики разного типа. Достигнуть живого, реального изложения последовательности действий автору позволяет обозначение того, кому адресованы советы. Предпринятое исследование определяется непосредственной связью изученной темы с современными тенденциями развития антропоцентрического подхода к языковым явлениям.

Ключевые слова: адресат, адресация, средства адресации, диалогизация

Читать