Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ВОЛАНДА В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» И ИСЛАМСКОГО ГНОСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОНЯТИЮ «ДЬЯВОЛ»

2021. №1, Стр. 143-149

Карими-Мотаххар Джанолах - Тегеранский университет, Тегеран, Иран, 16-я улица Азар, площадь Энгелаб.

Аштиджу Арезу - Тегеранский университет, Тегеран, Иран, 16-я улица Азар, площадь Энгелаб.

Казиева Альмира Магометовна - Пятигорский государственный университет, 357500, Россия, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9

Проблема зла и дьявола как представителя зла издавна существовала в религии и культуре разных народов. В настоящей статье предпринята попытка выяснить сходства по этой проблеме в романе “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова (1891-1940) и в подходе некоторых исламских суфиев, таких как Мансур аль-Халладж (858-922) и Айн ал-Кузат Хамадани (1098-1131) и т.д. Что общего в образе дьявола на страницах романа русского писателя ХХ века, выходца из православной среды, и в текстах средневековых исламских мистиков? Общим у представителей этих разных культур и эпох является стремление осмыслить проблему существования зла в мире и его воплощения в образе дьявола. Сходство и в том, что проблема зла и его носителя Булгаковым и суфиями ставится как в чисто религиозном контексте, так и в философском, гностическом. И в Исламе, и в Христианстве дьявол («сатана», «шайтан») - главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели. Помимо религиозного контекста, дьявол рассматривается как результат гностического и мистического подхода у разных мыслителей в форме художественного образа.

Ключевые слова: сатана, Воланд, ирано-исламский суфизм, гностицизм, Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Читать