Гуманитарные исследования
Журнал фундаментальных и прикладных исследований
ЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
2020. №4, Стр. 121-127
Павлова Гульнара Шамилевна - Астраханский государственный университет, gulnaraa83@mail.ru
Варламова Екатерина Викторовна - Астраханский государственный университет, varlamow@rambler.ru
Бегинина Алена Олеговна - Астраханский государственный университет, ponchick-a@rambler.ru
Материалом исследования послужили научные работы современных лингвистов, занимающихся вопросами когнитивной лингвистики, семантики и прагматики: А.А. Залевская (2001), В.И. Карасик (2002, 2007, 2019), З.Д. Арутюнова (1999), В.А. Маслова (2007), Ю.С. Степанов (2007). Отмеченная лингвистами многогранность концепта требует более детального рассмотрения подходов к его описанию. В статье рассматриваются две позиции в изучении концепта - лингвокогнитивный и лингвокультурологический . Приводятся терминологические отличия понятия концепта с точки зрения представителей рассматриваемых лингвистических школ. Методологию исследования составляет диалектический метод познания. Концепт как мыслительная категория воплощает лингвистическую и культурную связь представлений человека об окружающем мире - «сгусток культуры в сознании». Представители когнитивной лингвистики рассматривают концепт как результат сознательной деятельности говорящего, за которым кроятся значения носителей конкретного языка. Психолингвисты трактуют концепт в качестве базового перцептивно-когнитивно-аффективного образования, который служит показателем психической жизни личности. Представители лингвокультурологического направления выделяют в концепте несколько признаков. Во - первых, ценностные характеристики выражаются в значении - «культурная насыщенность концепта». Во - вторых, понятийные свойства представлены в значении «мыслительного образования». В-третьих, образные составляющие концепта служат его оперированию в различных видах деятельности. Многослойность концепта подвержена абстрактному моделированию, которое применяется в прикладных исследованиях лингвистики, синхронной компаративистики, конфронтативного и сопоставимо-типологического языкознания. Концепт как единица смысла представляется абстрактной категорией, которая реализуется в языковых средствах и образах. Лингвокультурология рассматривает структуру концепта с позиций трех составляющих - смысловой, образной и ценностной (оценочной). Содержание концепта может быть в дальнейшем исследована в соответствии с полевым принципом - ядро (информационное содержание), ближняя периферия (метафорическая интерпретация и ценностные признаки) и дальняя периферия (нечастое функционирование признаков).
Ключевые слова: концепт, когнитивная лингвистика, лингвокультурология, мыслительная категория
Читать |