Гуманитарные исследования
Журнал фундаментальных и прикладных исследований
ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА)
2020. №4, Стр. 30-37
Горбачева Елена Николаевна - Астраханский государственный университет, elen-gorbachyova@yandex.ru
Фокина Юлия Михайловна - Астраханский государственный университет, phokinajulia@gmail.com
Календр Алла Александровна - Астраханский государственный университет, alla.kalendr@mail.ru
Проведён анализ прагматических характеристик языковых средств, манифестирующих демократический и авторитарный стили педагогического общения. Материалом исследования послужили оригинальные скрипты художественных фильмов «Dead Poets Society» («Общество мёртвых поэтов», 1989 г.) и «Mona Lisa Smile» («Улыбка Моны Лизы», 2003 г.). В работе использовались такие методы исследования, как понятийный, интерпретативный и прагмасемантический анализ. Цель работы состоит в изучении прагмалингвистических характеристик педагогических стилей общения. Тема работы представляется актуальной, поскольку, с одной стороны, наблюдается повышенный интерес лингвистов к исследованию разных аспектов педагогического дискурса, а с другой стороны, педагогические стили общения недостаточно изучены с прагмалингвистической точки зрения. Рассмотрены демократический и авторитарный стили педагогического общения. Установлено, что каждый из них характеризуется определенным набором средств, манифестирующих демократичность и авторитарность на прагмалингвистическом уровне. Выявлены речевые акты, позволяющие охарактеризовать стили общения педагогов как демократический либо авторитарный. В результате анализа фактического материала выявлены маркеры демократического и авторитарного стилей педагогического общения. Установлено, что демократический стиль общения манифестируется с помощью речевых актов, выполняющих инспиративную (вдохновительную) функцию, таких как похвала, императивы (призывы к совершению ценностно значимых действий), декларативы (провозглашение тех или иных ценностей); посредством речевого акта совета, а также шутки. К маркерам авторитарного стиля общения относятся директивные речевые акты (предупреждения о наказании, граничащие с угрозой, требования соблюдения установленных правил, приказы, запреты, рекомендации) и речевой акт поучения.
Ключевые слова: педагогический дискурс, педагогический стиль общения, демократичность, авторитарность, речевой акт, языковая манифестация
Читать |