Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОНИМАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА В УСЛОВИЯХ ДВОЙНОГО КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА

2020. №2, Стр. 84-93

Симоненко Марина Александровна - Астраханский государственный университет, MASimonenko@yandex.ru

Багринцева Ольга Борисовна - Астраханский государственный университет, bagrintsevaob@gmail.com

Новикова Евгения Борисовна - Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, vasilyok@ukr.net

Представленная работа относится к числу исследований, направленных на моделирование индивидуальных стратегий понимания текста. Об актуальности и перспективности подобных исследований свидетельствует их научная и прикладная значимость: очевидно, что эффективность современного читателя во многом обусловлена индивидуальным набором его читательских стратегий. В статье освещаются результаты экспериментального исследования рецепции учебного текста на английском языке носителями русского языка. В роли испытуемых выступили студенты и школьники старших классов. Восприятие текста происходило в условиях двойного коммуникативного барьера: текст - стимул содержал пропуски, и для их заполнения предлагалось выбрать один из трёх вариантов, каждый из которых содержал ошибку. Дополнительным барьером стала языковая принадлежность текста (текст на иностранном языке). Участникам эксперимента предлагалось объяснить свой выбор. Именно тексты - пояснения послужили материалом для моделирования индивидуальных стратегий понимания текста в двух группах испытуемых, дифференцированных по возрасту и уровню языковой компетенции. В ходе исследования выявлен комплекс интерпретационных стратегий, выделены его ядро и периферия, определены специфичные стратегии для каждой группы реципиентов. К числу ведущих стратегий понимания, по данным экспериментального исследования, относятся стратегии механического перекодирования (перевод), перефразирования, переструктурирования, свободного толкования и формально - логического анализа.

Ключевые слова: индивидуальные стратегии понимания, проекция текста, глубинная предикация, механизм смысловых замен, стимул, реакция, интерпретация текста, text interpretation, individual comprehension strategies, text representation, terminal predication, mechanism of sense substitution, stimulus, response

Читать