Гуманитарные исследования
Журнал фундаментальных и прикладных исследований
Портрет и его характеристики как части формы поведения персонажа в романах Ф.М. Достоевского «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»
2018. №2, Стр. 123-131
Курдюкова А.А. - аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, quenk@mail.ru
В данной статье затронута тема связи портрета персонажа с формой его поведения. Материалом исследования послужили описания внешности Льва Мышкина, Николая Ставрогина, Павла Смердякова. Мы попытались найти ответы на следующие вопросы: почему портрет «положительно прекрасного» князя Мышкина столь бесцветен, Ставрогин, он же Иван-царевич, имеет два портрета, и даже лакей Смердяков, а Иван Карамазов ни одного? В ходе исследования нами было выявлено: первый портрет Николая Всеволодовича является полной противоположностью внешности Льва Николаевича, что является дополнением к противоположности характеров; неприглядность Мышкина восходит к традиционным описаниям внешности святых мужей, а вычурность портрета Ставрогина - средство маскировки душевной пустоты грешника; в тандеме Карамазов - Смердяков активно используется символ глаза, как средство влияния и невербального общения; Карамазов лишен портрета, так как он стремится к решению метафизических вопросов, бездействуя в реальности.
Ключевые слова: портрет, глаз, Ф.М. Достоевский, Иван Карамазов, Павел Смердяков, Николай Ставрогин, князь Мышкин, portrait, eye, Fyodor Dostoevsky, Ivan Karamazov, Pavel Smerdykov, Nikolai Stavrogin, Prince Myshkin
Читать |