Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Сохранение и расшатывание жанровой традиции баллады и идиллии в сборнике Игоря Северянина «Громокипящий кубок» (1913)

2018. №1, Стр. 85-94

Огородникова Е.А. - аспирант, Костромской государственный университет, 156961, Россия, г. Кострома, ул. 1 Мая, 14, katogorod@gmail.com

В предложенной статье выясняется, в какой мере в сборнике «Громокипящий кубок» Северянин продолжает и развивает, а в какой - разрушает традиции таких лиро-эпических жанров, как баллада и идиллия. В работе показывается, что содержание и форма «Баллады» (1909) Северянина мало соответствует традиционному жанровому канону. Автор сохраняет классический балладный хронотоп, воссоздаёт традиционную для баллады «мистическую» атмосферу. Однако, в данном произведении отсутствует главный герой, нет диалога между представителями мира реального и «потустороннего», балладный конфликт смещается автором с событийного уровня на подтекстовый. В рассматриваемом стихотворении Северянина модифицируется и механизм синтеза родовых компонентов, свойственный жанровой модели баллады: эпический и драматический элементы ослабляются, а на передний план выходит лиризация. Также поэт нарушает классическую балладную рифмовку. Несколько иной тип трансформации произведения лиро-эпического жанра мы встречаем в стихотворении Северянина «Идиллия» (1909). Жанровая сущность идиллии вполне коррелирует с особенностями поэтического стиля Северянина. В «Идиллии» поэт воспроизводит все традиционные признаки жанра: гармонично сочетает описание домашнего быта и природного ландшафта с любовной тематикой, воссоздаёт идиллический хронотоп, подчёркивает характерную для идиллии цикличность времени, формирует обобщённые образы главных героев. В своей «Идиллии» Северянин отступает от канона лишь в отношении композиционно-речевой структуры классического образца: у Северянина функцию повествователя выполняет сама лирическая героиня. В статье делается вывод о том, что специфика жанрового мышления Северянина по отношению к каноническим жанрам поэзии весьма неоднозначна. Она охватывает широкий спектр возможных модификаций: от строгого следования канону до полного разрушения жанровых признаков. Механизмы сохранения и расшатывания жанровых традиций автором несут в себе как индивидуальные черты жанрового мышления поэта, так и органично поддерживают тенденцию усиления лирического начала, характерную для поэзии начала XX в. в целом.

Ключевые слова: русская поэзия, жанр, жанровые признаки, структура, баллада, идиллия, лиризация, трансформация, Северянин, традиция, Russian poetry, genre, genre features, structure, ballad, idyll, lyricism, transformation, Northerner, tradition

Читать