Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Информационная теория эмоций и их роль в коммуникативном обучении иностранному языку в школе

2017. №2, Стр. 63-72

Филиппов В.Н. - кандидат филологических наук, профессор, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, yavladim@mail.ru

Предметом исследования в настоящей статье являются эмоции как неотъемлемый атрибут творческого коммуникативно ориентированного метода преподавания иностранных языков. Согласно «информационной теории эмоций», они неразрывно связаны с интеллектуальной деятельностью, такой как обучение, и могут мотивировать и активизировать этот процесс. Следовательно, проблема, с которой педагогическая практика сталкиваются в настоящее время, заключается в том, чтобы меньше полагаться на традиционно используемое левое полушарие коры головного мозга, в котором информация об иностранном языке приобретается путём когнитивного анализа, статистических выкладок, системно-структурной организации языковых образований (что совершенно неприемлемо для формирования коммуникативной компетенции обучаемых), но более активно использовать потенциал правого полушария - сферы эмоциональной мотивации и подсознательной суггестии, чего можно достичь только в непринуждённой обстановке радостных, добросердечных отношений взаимопонимания, взаимной поддержки и помощи. В статье учителям предлагаются некоторые пути к проникновению в сферу подсознательного: использование «системы Станиславского», принципов и технологии Лозанова и его последователей, опору на безусловные рефлексы саморазвития, выявленные учёными школы И.П. Павлова. Это такие безусловные рефлексы человека, как: исследовательский рефлекс, рефлекс преодоления сопротивления, рефлексы игры и имитации. Задачей учителей является научиться опираться на эти врождённые рефлексы как на надёжную филогенетическую основу в их практической преподавательской работе.

Ключевые слова: искусство обучения, эмоции, «информационная теория эмоций», «система Станиславского», технология Лозанова, суггестия, безусловные рефлексы саморазвития, the art of teaching, emotions, “the information theory of emotions”, “the Stanislavskiy system”, technоlogy of Lozanov, suggestology, the unconditional reflexes of self-development

Читать