Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Поликодовость театральной коммуникации

2016. №1, Стр. 23-29

Илова Е.В. - кандидат филологических наук, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, elenailova@yandex.ru

В статье рассматривается функционирование театрального дискурса как семантической модели социального устройства и жизни в целом, транслируемого через совокупность образов и моделей поведения. Объектом исследования выступает множество театральных знаков, посредством которых театр производит разнообразные сообщения, представляющие собой взаимодействия различных кодов: лингвистического, перцептивных, социокультурных и чисто театральных. Цель статьи заключается в рассмотрении образа как двусторонней единицы, которая выступает одновременно и как средство, используемое актером для преобразования воображаемой действительности в знак, и как сценическая действительность, которую зритель превращает в знак. При этом актёр производит кодировку информации свойственной для данного общества системой кодов, а зритель «раскодирует» эти сообщения. Эта система кодов и является ключом к пониманию происходящего на сцене. Большое внимание уделяется поликодовости культуры, живя в которой человек приобретает совокупность культурных кодов. С этой системой кодов он и приходит в театр. Постановка вопроса о кодовом характере театра приводит автора к заключению о том, что социальные отношения в определённой культуре отражаются в театральной постановке, а значит, наполняются знаками театральности. Образы, находящиеся в культуре, раскодируются театром, овеществляются и становятся общественным достоянием. Тем самым театр моделирует через знаки и образы всю совокупность социальных коммуникаций.

Ключевые слова: культурный код, театральная семиотика, знак, спектакль, образ, cultural code, theatrical semiotics, sign, performance, image

Читать