Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2014. №1, Стр. 102-110

Курбангалиева Юлия Юрьевна - кандидат педагогических наук, Астраханский государственный университет, 410056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, kurbanyuliya@yandex.ru

Высокогорская Оксана Анатольевна - магистрант, Астраханский государственный университет, 410056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, www.sh.72@mail.ru

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Решающим фактором развития фонематического слуха ребёнка в норме является развитие его речи в процессе общения с окружающими. Фонетический слух формируется на базе фонематического слуха и осуществляет контроль за слоговыми рядами в речи. Фонематический слух и фонетический слух, взаимодействуя, составляют речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребёнка. Фонематическое восприятие как умственные операции по звуковому анализу формируется в процессе специального обучения. У детей с общим недоразвитием речи нарушение фонематического слуха носит вторичный характер. Нарушение моторики органов артикуляции отрицательно влияет на формирование фонематического слуха. Нарушения кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования состояния физического слуха ребёнка. При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

Ключевые слова: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонетический слух, родной язык, общее недоразвитие речи, звукослоговая структура речи, язык, речь, дифференциация, phonemic hearing, phonemic perception, phonetic hearing, the mother tongue, the general underdevelopment of speech zvukoslogovaya structure of speech, language, speech, differentiation

Читать