Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Джадидизм и кадимизм на приграничной территории Российской империи: новые факты истории

2013. №1, Стр. 118-126

Тарабановская Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, lesya.sky@mail.ru.

Интересы Российской империи к созданию школ для нерусского населения находились в плоскости защиты государственности. В статье проанализирована степень изученности вопросов, касающихся проблем взаимоотношения власти, общества и школы в эпоху XIX в. Продолжаются споры о цели и результатах этих реформ, об их значении в истории страны. Особенно сложным для правительства был поиск путей интеграции в единую российскую общность исповедующего ислам населения. В 60–70-х гг. ХIХ в. в официальной терминологии понятие «реформа образования» не употреблялось. Все перемены, происходящие в России в исследуемый период, рассматривались правительством как последовательное развитие предшествующих достижений. В последней четверти ХIХ в. в средневолжских районах компактного проживания татар сформировалась концепция джадидизма – просветительского мусульманского движения. Однако в Северном Прикаспии преобладали консервативные настроения среди мусульманского населения. Показаны возможности расширения источниковой базы для дальнейшей разработки этих вопросов. Предлагается взгляд на преобразования школы как на обязательную часть всей политики постепенного реформирования и модернизации страны. Характер образования принимается за важный критерий глубины и прочности перехода от традиционных к современным формам экономической, социальной и культурной жизни.

Ключевые слова: lжадидизм,кадимизм,Северный Прикаспий,управление образованием,преступное сообщество

Читать