Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

О некоторых особенностях трансформации романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» в либретто одноимённой оперы С.С. Прокофьева

2019. №2, Стр. 118-124

Поляков Илья Арусланович - аспирант, младший научный сотрудник, Иркутский государственный университет, ilyapolyakov.irk@yandex.ru

В статье автор рассматривает особенности трансформации романа-эпопеи Л.Н. Толстого в либретто одноимённой оперы С.С. Прокофьева. Исследуются изменения главных образов романа - Андрея Болконского и Наташи Ростовой при их воплощении в либретто. При составлении либретто С.С. Прокофьев и М.А. Мендельсон-Прокофьева сокращают четыре тома романа до тринадцати картин, из которых князю Андрею отводится четыре, Наташе - шесть картин. В процессе исследования используются следующие методы: сравнительный, основывающийся на сопоставлении музыкально-сценической интерпретации и прецедентного литературного текста, типологический метод, имеющий целью выявление закономерностей, классификацию и обобщение результатов исследования, герменевтический метод, имеющий целью выявление скрытых, неявных смыслов авторского текста, литературоведческий анализ выбранных текстов (как литературного оригинала, так и сюжета оперного либретто). В ходе работы автор устанавливает ряд интермедиальных стратегий, по которым осуществляется транспозиция литературного текста, а также отвечает на вопрос: возможно ли сохранение глубины и детальности образов художественной литературы при интермедиальном переходе сюжета крупного эпического произведения в оперное либретто.

Ключевые слова: «Война и мир», оперное либретто, трансформация, система персонажей, сюжет, опера, интермедиальность, интермедиальные стратегии, взаимодействие искусств, роман-эпопея, “War and peace”, libretto, transformation, system of characters, plot, Opera, intermediality, intermedia strategies, the interaction of the arts, the novel-epopee

Читать