Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Живописный дискурс в структуре романа Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей»

2018. №2, Стр. 115-120

Боровская А.А. - доктор филологических наук, профессор, Астраханский государственный университет, 416324, Россия, Астраханская область, Камызякский район, с. Караульное, ул. Молодежная, 33, borovskaya-anna@bk.ru

Кубеев А.Р. - директор, Караулинская основная образовательная школа, 414056, Россия, Астрахань, ул. Татищева, 20а, arman.kubeev@mail.ru

В статье рассматриваются такие принципы художественного миромоделирования в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», как живописный экфрасис и художественно-документальные жанровые инкорпорации (литературный портрет, литературные воспоминания, рецензия и др.). Концепция творчества, представленная в тексте, основана на противостоянии тоталитарной власти и свободной личности, последняя находит свое персонифицированное воплощение в образах художника С. Калмыкова и фиктивного автора-повествователя. Игровая поэтика и аксиология мифотворчества определяют способы создания облика портретируемых, а обращение к историческим и библейским аллюзиям, интертекстуальным параллелям актуализирует подтекстовый символический план романа. В работе отмечается особая роль живописного экфрасиса в формировании мира искусства, который построен на контрастном соединении фантастического и бытового типов пространства.

Ключевые слова: жанровые инкорпорации, жанровые синтез, художественная картина мира, идеологический роман, хронотоп, живописный экфрасис, Ю. Домбровский, genre incorporations, genre synthesis, artistic worldview, ideological novel, chronotope, fine art ecphrasis, Yu. Dombrovsky

Читать