Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Несоответствие текста реплик и ремарок их экстралингвистическому контексту как один из способов доведения до абсурда в пьесах-сказках Е.Л. Шварца

2018. №3, Стр. 58-61

Проценко О.Ю. - аспирант, Пятигорский государственный университет, 357430, Россия, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9

Наиболее общее понятие абсурда - это «то, что лишено смысла, бессмыслица», а абсурдные выражения - это семантически бессвязные, бессмысленные, нелепые выражения. Однако с некоторых пор «абсурд» перестаёт быть объектом непонимания «трактуется в качестве возможного значения наравне с другими», и всё чаще вызывает интерес у исследователей в различных областях знания. Известны, например, литература абсурда (Франц Кафка, обэриуты Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Олейников), театр абсурда (Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет), модернизм и авангардизм в живописи. К середине XX века в литературе и искусстве сложился особый жанр, опирающийся на философию абсурда (С. Кьеркегор, А. Камю). В данной статье проводится анализ приёма абсурда в детской литературе на материале сказок Евгения Шварца. Абсурд в детской литературе - распространённый приём, который в той или иной степени используют авторы. В зарубежной литературе наиболее широко приём абсурда использует Льюис Кэрролл в «Алисе в стране чудес».

Ключевые слова: абсурд, авторская сказка, детская литература, драматургия, Е. Шварц, реплика, ремарка, комический эффект, аллегория, абсурдная картина жизни, the absurd, the author's tale, children's literature, dramaturgy, E. Schwartz, remark, Remarque, comic effect, allegory, absurd picture of life

Читать