Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Вещный ряд в рассказе Ф.Н. Горенштейна «Искра»

2018. №1, Стр. 76-79

Завьялова Е.Е. - доктор филологических наук, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, kafruslit@mail.ru

В статье определяются функции художественных деталей и символов в рассказе Ф.Н. Горенштейна «Искра». В поле внимания писателя оказывается творческая интеллигенция брежневских времён. Мысли героев прагматичны, стремления направлены на более чем конкретные цели: продвинуться по карьерной лестнице, поучаствовать в выгодном проекте, опередив коллег. Они умело лавируют, преодолевая бюрократические препоны, прекрасно чувствуют политическую конъюнктуру, расчётливы в своей лояльности. Материальность их устремлений демонстрируется с помощью предметных реалий. «Одомашненное», заставленное любимой мебелью пространство, осязаемый мещанский мирок, противопоставляется «пролетарской» дурной бесконечности - и безликим вещам Дома ветеранов революции. Обыгрываются истории трёх табачных пачек: «Искры», «Салюта», «Беломора». Название первой приводит в шок пожилого ленинца, в прошлом представителя революционной газеты «Искра» в Лондоне; ветеран пишет жалобу, в правительстве вспыхивает скандал, после которого Центральный комитет накладывает резолюцию, запрещая производство «кощунственной» продукции. Далее следует повествование о сигарах «Салют», которые разрабатывались по спецзаказу к приезду в СССР Черчилля и не выдержали проверки на высшем уровне. Рисунок на папиросах «Беломора» делается в рассказе Ф.Н. Горенштейна отображением страдания и одновременно знаком потерянной совести нового поколения. Частность возводится в ранг символа государственной системы.

Ключевые слова: Ф.Н. Горенштейн, предметные реалии, вещь, деталь, символ, система, мещанство, F.N. Gorenstein, object realities, thing, detail, symbol, system, philistinism

Читать