ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Становление и особенности методологии изучения высшей нервной деятельности в вузе

2017. №1, Стр. 87-92

Теплый Д.Л. - доктор биологических наук, профессор, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

Статья посвящена историческим этапам совершенствования методологии и общей характеристике современных методов обучения и исследования высшей нервной деятельности человека и животных при использовании в подготовке студентов биологических и медицинских специальностей. Представлен критический анализ информации о функциях, развитии и механизмах осуществления поведенческих процессов, когнитивных функций, мыслительной деятельности и сознания. Представлен анализ психофизиологической концепции рефлекса и новейшие представления о основах осуществления физиологических процессов и теории системной работы мозга П.К. Анохина. Особое внимание уделено методологии формирования системного принципа и анализу механизмов целенаправленного поведения человека и животных. Представлена общая характеристика методов изучения нейрофизиологического поведения с учетом их освоения на лабораторном практикуме, применении при исследовании механизмов высшей нервной деятельности, а также в условиях клиники.

Ключевые слова: методология, методы, психофизиологические концепции, механизмы нейрофизиологического поведения, methodology, method, conceptions of psychophysiology, mechanisms of neurophysiology behavior

Читать