ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Смысловая модель «имя» в объяснительной речи учителя

2017. №1, Стр. 72-76

Ассуирова Л.В. - доктор педагогических наук, Московский городской педагогический университет, 129269, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, к. 1, assuir@mail.ru

Хаймович Л.В. - кандидат педагогических наук, Московский городской педагогический университет, 129269, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, к. 1, khaimovichlv@mail.ru

В статье рассматриваются нереализованные возможности работы над текстом объяснительной речи учителя русского языка с опорой на структурно-смысловые модели (топосы). Анализируется модель «имя», которая, являясь факультативной, позволяет придать речи необычный, яркий, индивидуальный характер; рассматривается форма подобных высказываний, их место в структуре текста-объяснения. Исследуются различные приемы и способы обращения к данной структурно-смысловой модели для эффективного достижения результатов усвоения нового материала учениками.

Ключевые слова: структурно-смысловая модель (топос), имя, урок русского языка, объяснительная речь, текст, высказывание, structural-semantic model (topos), name, explanatory speech, a lesson of the Russian language, text, discourse

Читать