Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

Культурные коды городской вывески

2016. №3, Стр. 38-44

Симоненко М.А. - кандидат филологических наук, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет, 414056, Россия, Астрахань, ул. Татищева, 18, MASimonenko@yandex.ru

В статье текст городской вывески рассматривается с позиции лингвосемиотического подхода и определяется как сложное интегрированное поликодовое сообщение, креолизованный текст особого типа (текст-примитив), характеризующийся основными текстообразующими признаками - связностью, цельностью, информативностью, прагматичностью. В вербальной части текста вывески выделяются три типа знаков, несущих основную семантическую нагрузку в целостном тексте. Доминантным компонентом среди них выступает эргоним, собственное имя коммерческого объекта, в котором находит воплощение культурный опыт имядателя. В ходе исследования текстов вывесок коммерческих объектов Москвы и Астрахани выявлены естественные и культурные коды, задействованные в образовании таких текстов. Телесный код апеллирует к предметному образу, сформированному на базе чувственного опыта. Культурные коды соотносятся с системой ценностей, принятых в социуме. Автором статьи были выделены исторический, библейский, античный, литературный, музыкальный коды, а также код глобальной сетевой культуры. Отмечается, что для современной эргонимии характерны излишняя персонификация, стремление к единообразию, наличие немотивированных или слабо мотивированных наименований. Подчёркивается, что гипертекст города как динамичная и самоорганизующаяся система открыт для экспансии новых культурных кодов.

Ключевые слова: городская вывеска, связность, цельность, прагматичность, эргоним, вербальный знак, иконический знак, культурный код, гипертекст города, city signboard, cohesion, coherence, pragmatic effectiveness, ergonym, verbal sign, iconic sign, cultural code, hypertext of a city

Читать