Гуманитарные исследования

Журнал фундаментальных и прикладных исследований

К вопросу о генезисе творчества поэтов-имажинистов

2012. №3, Стр. 119-129

Исаев Геннадий Григорьевич - доктор филологических наук, профессор, , Астраханский государственный университет, kafruslit@mail.ru

В статье рассматривается вопрос о генезисе эстетической программы и творчества поэтов-имажинистов (В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков и др.). На основе анализа манифестов, заявлений и других текстов имажинистов доказывается, что источником их поэтического творчества были не только символизм, футуризм, эгофутуризм, английский имажизм, но и европейский и русский романтизм. Обращение к его традициям было обусловлено неоромантическим характером идейно-художественных исканий русских писателей на рубеже Х1Х-ХХ вв. Под воздействием романтизма сформировались многие характерные черты эстетики и поэтики имажинизма - философия арлекинады, принцип игры, романтическая ирония, тип героя, динамичный сюжет, фрагментарная композиция. Делается вывод о том, что имажинисты в своем обращении к традиции романтизма имели в виду не столько романтизм как конкретно-историческое явление, сколько романтическое отношение к жизни, романтическое мировидение, тип художественного творчества. В своей творческой практике и теории имажинисты так трансформировали принципы романтизма, что имажинизм нельзя называть прямым продолжением романтизма. Однако без учета романтической «координаты» нельзя составить верного представления о генезисе этой интереснейшей модернистско-авангардистской группы.

Ключевые слова: имажинизм, романтизм, модернизм, авангардизм, футуризм, символизм, преемственность, поэтика, тип художественного творчества

Читать